Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»

Образ происходит из афонского Свято-Андреевского скита. Икона (не сохранилась) представляла собой створчатый складень размером 40 х 31 см.

В центре складня — поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят святые Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, а в левой держит скипетр.

Внизу — преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом.

На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы святых мощей архидиакона Стефана, преподобного Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы».

По преданию, икона принадлежала святителю Афанасию III Пателларию, патриарху Константинопольскому, владельцу кельи Серай. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре.

В девятнадцатом веке окончилось масштабное строительство Андреевского скита, поэтому митрополит Ватопеда решил выразить собственное благословение и пожелал процветания новому месту, и передал ценный подарок икону Богородицы «В скорбях и печалях Утешение», которая до этого имела статус келейной святыни.

В день открытия Андреевского скита (22 октября 1849) митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву). В августе 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игумен Виссарион передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех».

В августе 1863 года, во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы было зафиксировано 19 ноября того года в женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь отца Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита — обрёл дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин.

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви города Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног семилетняя девочка Ксения Кайсина и от припадков трёхлетний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября — от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости четырёхлетний мальчик Василий Кибардин. За два месяца после первого чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств.

В 1876-1882 годы икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее в Санкт-Петербург  будущий игумен скита иеромонах Иосиф (Беляев).

В службе иконе стали использовать тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали». 6 февраля 1915 года на Петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

В 1933 году чтимый образ был передан в Николо-Богоявленский собор. Был установлен обычай выносить икону на её праздник вечером 1 декабря на вечернюю службу и 2 декабря на Литургию; чаще всего икона находилась затем до конца дня в центре храма. Ныне святыня хранится в Алтаре собора.

Списки образа стали распространяться в России со второй половины XIX века. Несколько ранних списков было в Вятской губернии. Первый был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Вятском Христорождественском монастыре. 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке.

В 1864 года Владимиром Неволиным был создан ещё один список для собора во имя святителя Николая в городе Нолинске.

В 1882 году игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещён список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января.

В 1883 году был создан список для храма села Вишкиль Вятской губернии. В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Екатерининском соборе.

Похожие записи