Яффа

Яффа или Иоппия считается одним из древнейших городов в мире. По преданию, начало её восходит ко времени всемирного потопа. Здесь, согласно преданию, Ной построил свой ковчег в  3745 год до н.э. Будучи разрушенным потопом, город был перестроен вновь сыном Ноя Иафетом, который и назвал его своим именем. «Он распространится» – таков дословный перевод имени Иафет (Яфет). Этот город, известен в Библии под греческим названием Иоппия. Другая версия происхождения названия города от ивритского слова «яфе» – красивый).

Пока израильтяне не завладели землёй Обетованной и не установили в ней почитание Иеговы, жители Яффы, как и всего филистимского поморья покланялись божеству Деркета или Атаргатис, которое изображалось в виде женщины, имевшей нижнюю часть туловища на подобие рыбы. При разделении Ханаана между двенадцатью коленами Израильскими, Яффа досталась колену Данову. Мы знаем также из Библии, что кедры, предназначенные для Соломонова храма Хирамом, царем Тирским, сплавлялись вдоль берега на плотах в Яффу. Здесь же выгружались ливанские кедры при постройке второго Иерусалимского храма.

Когда пророк Иона получил повеление от Господа отправиться в Ниневию, чтобы проповедовать в ней покаяние, то, дабы бежать от лица Господня, он в Яффе сел на корабль, отходивший в Фарсис (Таршиш), нарушая повеление Божие (Ион.1:3). На побережье  Яффы вернулся незадачливый Иона из чрева Левиафана.

В Яффе долгое время, почти до XVI в., показывали кости огромного животного (вероятно кита, исчезнувшего ныне из вод Средиземного моря).

Гавань Яффы представляла всегда весьма слабую защиту от бурь для кораблей, вследствие чего Ирод Великий решился устроить в Кесарии гавань, менее подверженную действию юго-восточных ветров, нагромождающих постоянно песчаные наносы в Яффе. Уже и тогда тяжело нагруженные корабли вынуждены были бросать якоря на рейде в открытом море перед бурунами. Великий Помпей, провозгласив Яффу свободным городом – порто-франко, включил ее в состав Сирийской области.

Некоторое время Яффа находилась во владении Клеопатры, которая получила ее в дар от Антония; после сражения при Акциуме, Август передал Яффу Ироду Великому, а по смерти последнего, при разделении царства между его сыновьями, она досталась в удел Архелаю, который и владели ею до 6-го года по Р. Хр.

В первые же дни христианства, между жителями Яффы было уже некоторое число верующих; здесь совершилось величайшее чудо св. апостола Петра, воскресившего благочестивую Тавифу.

Иоппия упоминается в книге Деяний святых Апостолов. В этом городе проповедовал апостол Петр, гостя в доме некоего Симона Кожевника на берегу моря.

В Иоппии с апостолом Петром произошло еще одно важное событие, ставшее значимой вехой в распространении христианской веры. По закону иудейскому, который чтили и исполняли апостолы, они не должны были сближаться и вступать в общение с иноплеменниками, поэтому проповедь Евангелия ограничивалась поначалу только иудеями. Начало проповеди к язычникам было положено апостолом Петром по откровению свыше, которое было дано ему во время молитвы в доме Симона кожевника в Иоппии.

Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь (Деян.10:9-13).

Видение повторилось трижды, и тотчас после него к дому подошли посланные от сотника Италийского полка Корнилия, который был праведен и милостив и хотел услышать проповедь Петра. После этого видения апостол Петр понял, что пришло время нести Евангельскую проповедь язычникам и иноплеменникам.

И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. … Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян.10:28,34-35).

Именно в порт Яффы прибывали пароходы с русскими паломниками, стремившимися на Святую Землю. Из-за подводных камней и скал Яффской гавани пароходы не имели возможности причалить к берегу, и паломники попадали в руки лодочников, которые достаточно беспардонно запихивали их багаж в лодки и бесцеремонно везли в местные гостиницы, где с них брали завышенную плату. Появление русского участка в Яффе имело большое значение для русских паломников того времени. Теперь прибывающие к святым местам поклонники, могли воспользоваться русским подворьем, где получали все необходимое по символическим ценам, где их встречали на родном языке.

Участок для русского подворья приобрел в 1868 году архимандрит Антонин (Капустин). Этот пустырь местное предание связывало с местом упокоения св.праведной Тавифы. Архимандрит Антонин с помощью иерусалимского архитектора Конрада Шика нашел место в саду, где при раскопках была обнаружена гробница праведницы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V-VI веков.

Церковь во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе была заложена архимандритом Антонином только через 3 года после послания прошения на постройку — 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны. Освящена была церковь 16 января 1894 года патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина.

К сожалению, постройка храма на Яффском участке была последним подвигом отца Антонина. Заболев, как считают, еще во время освещения храма в Яффо, через два месяца в канун благовещения 24 марта 1894 он отходит ко Господу, и русский колокол на Елеоне возвестил об этой утрате – о кончине собирателя Русской Палестины.

В 1920-30 годы начал стремительно разрастаться пригород Яффы, Тель-Авив (в переводе с иврита — Весенний Холм). Он стал местом приема евреев, прибывающих в подмандатную Палестину, и за несколько десятилетий превратился в крупнейший город Израиля, второй по величине после Иерусалима.

В 1950 году города Тель-Авив и Яффа были объединены и управляются одним муниципалитетом. Тем не менее, Яффа сохранила своё своеобразие.

Старая Яффа сейчас превращена в один большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими, «блошиными» рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками. Основное население здесь тоже своеобразно — художники, музыканты, скульпторы и другие люди «творческих специальностей».

Похожие записи