Апостол Симон Кананит

Си́мон Канани́т (Зилот) (греч. Σίμων ο Κανανίτης, др.-евр. שמעון הקנאי, Шимон ха-Канаи) — один из 12 ближайших апостолов (учеников) Иисуса Христа. Память апостола Симона совершается в Православной церкви 10 (23) мая по юлианскому календарю и в Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля). Происходил Симон из Каны Галилейской. В Священном Писании он называется Кананитом и Зилотом, чтобы отличить его от Симона Петра. Прозвище Зилот (греч. ζηλωτής) в переводе с греческого обозначает «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. Иногда прозвище Зилот нередко истолковывается в смысле приверженности партии зилотов (зелотов) – активных борцов против римского владычества. Другое его прозвище, Кананит (арам. Qan’ana), по одной версии, указывает на его происхождение, как уроженца города Кана; по другой версии, это имя объясняется исходя из перевода с арамейского: «ревнитель».

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Первое чудо, которое сотворил Спаситель — претворение воды в вино — произошло в доме именно Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Своей Пресвятой Матери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним.

Симон стал одним из двенадцати апостолов Христа и получил наименование «зилота,» т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими апостолами дар Святого Духа. Жил в строгом посте, беспрестанно молился и прославлял Иисуса Христа с помощью многих чудесных знамений. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии.

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у славян, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи в 50-х годах нашей эры.

По преданию он попадал в свою каменную келью через узкое отверстие в своде, дабы не искушать простых людей, которым захотелось бы увидеть, как живет иноземный подвижник. Абхазские легенды гласят, что постепенно Симон Кананит стал известен среди местных жителей как чудотворец, который умел излечивать прикосновением рук от разных болезней, усмирять боль, брызгая на раны водой, и благоустраивать судьбы страждущих, читая молитвы на загадочном языке.

Новоафонский мужской монастырь Симона Кананита.

Однажды римские язычники, жестоко каравшие непризнанных иноверцев, выследили скромного проповедника и предали его мучительной казни. По одним сведениям его распяли на кресте по другим — живьем распилили на части и показывали голову новообращенным христианам. Преданные апостолу Симону жители Псырцхи испросили разрешение похоронить его тело и сделали это неподалеку от его пещеры, в городе Никопсии.

Келья апостола Симона Кананита

В IX веке христианские абхазские правители приняли решение выстроить на мощах святого апостола посвященный ему храм. Собор возвели в сравнительно короткие сроки, но очень скоро он был до основания разрушен мусульманскими завоевателями. Спустя менее столетия, в X веке, храм был полностью восстановлен на старом фундаменте и украшен внутри фресками. Этот собор сохранялся и на начало XXI века.

В XIX веке на месте мученической кончины святого апостола был сооружен Новоафонский монастырь. Также сохранилась пещера, в которой подвизался святой апостол. Святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного апостола.

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма в Новом Афоне, часть мощей находится в Германии (в базилике апостола Андрея Первозванного в Кельне) и Ватикане (в соборе Святого Петра).
Святой апостол Симон Зилот считается покровителем супругов-христиан, так как во время совершения Таинства Венчания читается отрывок о браке в Кане Галилейской.