Вознесение Господне
«Небо любит справедливость и не любит несправедливость. Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, чтобы сильный грабил слабого, чтобы хитрый обманывал наивного, знатный кичился над незнатным. Действие неба обширно и бескорыстно. Оно во всем придерживается принципа всеобщей любви. Небо желает, чтобы люди помогали друг другу. Небо непременно желает, чтобы люди учили друг друга, делились имуществом. Небо не различает больших и малых, знатных и незнатных, ибо все люди равны пред лицом неба. Нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не откармливало свиней и диких кабанов и не поило бы вином». Это слова китайского философа, жившего в пятом веке до Рождества Христова. Во всех народах и временах люди обращали свои взоры к небу. Обращали к небу, противополагая его земле, где царила жестокость, скорби, беды, горести, смерть. Но небо оставалось неприступным. Люди обожествили светила, небесные тела, стали считать, что от них зависит судьба человека. Они населили небо богами, духами, небесными героями, а небо по-прежнему оставалось неприступным до Христа Спасителя, ибо Он не только воскрес, не только даровал нам вечную жизнь, но приобщил нас к небу. Воскрес Христос в тишине без людских глаз. Никто не видел Его Воскресения, а возносится Спаситель на глазах Своих учеников. Вознесение есть завершающая точка Его земного подвига. Без него не было бы нашего приобщения к небу. Без Него небо не открылось бы для нас, ибо как Воскресение означает победу над смертью, означает всеобщее воскресение всех, так и Вознесение намекает нам на другую существенную вещь, касающуюся нашего спасения. Вознесение предвозвещает наше приобщение к божеству. Как Христос вознесся на своем человеческом теле, не отложив его как использованную одежду, так и мы однажды воскреснем в своем теле и будем приобщены к Богу. Только это приобщение может быть двояким.
Божественная любовь, по словам преподобного Исаака Сирина, действует двояко. Грешников она мучит и жжет, праведников она веселит и радует. Святые отцы неоднократно заявляют об этом, что нет срединного состояния между адом и раем. Есть только два состояния приобщения к Богу: тесное с Ним богообщение и состояние отвержения от Бога, вражды с Ним. Недостаточно только воскреснуть. Воскреснут все — и праведники и грешники. Всем даровано воскресение в их телах.
Этого еще мало. Необходимо приобщиться к Богу, приобщиться через тесное богообщение с Ним. Господь неоднократно в Евангелии указывает на то, что Он совершает некий путь и говорит фарисеям и книжникам: «Аз иду, и взыщете Мене, и во гресе вашем умрете; аможе Аз иду, вы не можете приити». Недоумевали книжники с фарисеями и спрашивали: куда пойдешь? Спрашивали: может Он хочет убить Себя, — предполагали, что Он может идти в эллинское рассеяние учить эллинов.
А Своим ученикам перед крестными страданиями Он более полно освещает этот вопрос. Он говорит: «В дому Отца Моего обители многи суть. Аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе; да идеже есмь Аз, и вы будете. И аможе Аз иду, весте, и путь весте». На это апостол Фома восклицает: о чем Ты говоришь, Господи, какой путь мы знаем? И Господь на это отвечает словами, которых одних достаточно для нашего спасения: «Аз есмь путь, и истина, и живот».
Сам Христос является путем, по которому мы восходим на небо. Более того, задавшись вопросом, на какое небо вознеся Христос, мы должны признать, что Сам Христос и есть то Небесное Царствие, о котором Он неоднократно говорил в Евангелии: «Ищите прежде Царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вам». А в другом месте: «Царствие Божие внутрь вас есть». Царство Божие это состояние богообщения со Христом. Царство Божие это состояние блаженства и радости о Духе Святе. Царство Божие это Сам Христос. Без соединения с Ним невозможно никакое блаженство.
Поэтому, восходя на небо, Господь говорит, что Он возвращается ко Отцу Своему. На вопрос апостола Фомы Он и говорит, что путь на небо это Я Сам. Сам Христос и есть путь на небо. Путь вознесения это есть путь следования ко Христу. Именно Христос становится целью христианской жизни. Это та истина, которая часто забывается нами, потому что наш ум рассеивается в этом мире, рассеивается даже в церкви. Мы забываем, что в основании, в сердцевине всех наших действий должен быть Христос. Он та цель, которую мы должны преследовать всюду и везде. В каждом своем поступке, в каждой мысли и чувстве мы должны относить его именно ко Христу. В этом смысле грех, по-гречески «амарти», означает промах, промах мимо цели. Это дословный перевод.
Вот, промах мимо какой цели является грехом? Разумеется цель одна — Христос. И поэтому грех в широком понимании это всякое уклонение нашего ума, души от Христа. Всякое даже доброе дело, которое, по-видимому, добро по своей внешней стороне, которое даже может хвалить мир, люди могут рукоплескать нашему доброму делу, но если в нем нет мысли, что мы это делаем ради Христа, является фактически уклонением от Бога. Это слово кажется суровым, кажется чересчур строгим.
Но в действительности везде Господь научает нас этому в Евангелии. Он говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии». «Аз есмь дверь. Мною аще кто внидет, спасется; и внидет, и изыдет и пажить обрящет». Единственная дверь в Царство Небесное — Сам Христос. И одновременно же и Он есть Царство Небесное. Мы с вами часто отвлекаем свой ум на какие-то дела, которые, видимо, кажутся благочестивыми, мы следуем церковным правилам, канонам. Мы стараемся жить церковной жизнью. Но часто из всего этого постепенно Христос исчезает, пропадает. И мы довольствуемся теми обрядами, обычаями, которые есть в церкви, которым мы следуем с внешней стороны. Таким образом полагая, что спасаемся — мы пребываем вдалеке от Христа.
Вознесение, которое совершил Господь, оно должно быть совершено всеми нами. Вознесение начинается, как и Воскресение еще в этой жизни. В этом смысле Господь, разрушив Своим подвигом царство ада, победив смерть, Он еще в этой жизни сделал нашу жизнь вечной. Вечность начинается еще здесь на земле точно так же, как вознесение нашей души должно начаться еще здесь на земле. Мы возносимся к Богу в молитве, мы возносимся к Нему, принимая Христовы тайны. Мы возносимся к Нему, когда исполняем заповеди Божии с мыслью о Христе. Если мы этого не делаем, если жизнь наша становится набором правил, в котором нет связующего центра, которым является Христос, то наши усилия становятся напрасными. Мы сами чувствуем, что нам что-то не хватает, что мы делаем вроде бы все, как положено, как нам говорят наши наставники, но, однако же, в душе не сияет Христос, в душе нет свободы жизни во Христе, нет благодати. Это потому, что мы утеряли самое главное, мы утеряли центростремительное движение ко Христу.
И вот в этот праздник Вознесения призываем вас помнить об этом, что христианская жизнь в центре своем должна иметь Спасителя. Если этого нет, то все остальное, чтобы мы не делали, по-видимому, хорошее, разумное, благочестивое, оно становится пустым и мертвым. Нам это не видно, мы этого не понимаем, потому что в массе своей люди рядом с нами поступают точно так же, но, тем не менее, это так. Душа наша мертвеет и постепенно отходит от Бога. Человек начинает замечать, что он потерял ревность, что он перестал читать молитвы. Он даже с трудом совершает утренние и вечерние молитвы. Он думает: почему же так? Он думает, что он немощен, оправдывает себя. Но все дело в том, что его подвиг не был устремлен ко Христу. Он был устремлен на что-то другое, на какие-то свои собственные представления, на свои собственные понимания. А истинное послушание Христу, движения за Ним с отвежением своих собственных желаний, устремлений, хотений на самом деле не было. Вот в этот день Вознесения Христова призываем вас всех стараться помнить об этой истине и помнить, что жизнь вечная начинается еще здесь. Спаси всех Господь.
Иеромонах Димитрий (Волков)