Преподобный Сергий Радонежский — игумен земли Русской
Преподобный Сергий – один из величайших русских святых, сыгравший также огромную роль в истории Русского государства. Он родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом Великим в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. В Житии прп. Сергия повествуется о том, что за Божественной Литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Младенца назвали Варфоломеем. С первых дней жизни он всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями – старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, учитель за это наказывал, а товарищи насмехались. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды Варфоломей в поле встретил старца, совершавшего молитву. Он благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея и дал ему частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, – сказал он. – Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг.
Около 1328 года родители прп. Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес в 12 верстах от Радонежа. Они построили небольшую церковь, но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей же 7 октября 1337 года принял монашеский постриг с наречением имени Сергий, и вскоре под его духовным водительством в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Прп. Сергий cвоими руками построил несколько келий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы, соединяя тяжелый труд с молитвой, бдением и постом.
Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили прп. Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Сергия во иеромонаха и возвел в сан игумена.
С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам прп. Сергия неизвестные люди приносили все необходимое. Скоро около обители стали селиться крестьяне. Недалеко от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.
Еще при жизни прп. Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных прп. Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест.
Слава о подвигах прп. Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал ему крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием прп. Сергий отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Многие иноки стали роптать на строгость устава, и прп. Сергий вынужден был покинуть обитель.
На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако без Сергия порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил их игумена. Прп. Сергий повиновался святителю и вернулся, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, прп. Романа.
О высоте духовного совершенства прп. Сергия свидетельствует такое событие. Однажды Святитель Стефан, епископ Пермский, глубоко почитавший прп. Сергия, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился прп. Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время прп. Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя прп. Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком своего игумена, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения. Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время Литургии прп. Сергию сослужил Ангел Господень, но по смирению своему прп. Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали прп. Сергия с первоиерархом Руской Церкви, со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства. Русская земля в то время страдала от татарского ига, и когда пришло известие о походе на Русь из Крыма темника Мамая, грозившего уже не просто разорением городов, но и мстительными преследованиями Православия, Великий Князь Димитрий, собрав войско, пришел в обитель прп. Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», – сказал святой старец и дал ему в сподвижники иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), которые пали героями в Куликовской битве.
Предсказание прп. Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения прп. Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
За праведную жизнь прп. Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью игумен читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, прп. Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света прп. Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками, благословляя его и его святую обитель.
Достигнув глубокой старости, прп. Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, прп. Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении прп. Сергий преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».
Значение прп. Сергия в истории Русской Церкви огромно. Самоотверженные подвижники, стяжавшие особую Божественную благодать, прп. Сергий и его ученики стали истинными духовными вождями Руси. Плоды их деятельности выразились в Русском государстве и внешним образом. До эпохи прп. Сергия на Руси имелось около 70 монастырей, основанных чаще всего близ городов князьями и боярами.
Трудами учеников прп. Сергия число монастырей удвоилось, и основаны они были большей частью в окраинных отдаленных землях – как передовые форпосты Руси. Но форпосты эти имели особое оружие. Они основывались подвижниками с единой целью богоугождения, и потому своими примерами святости послужили обращению в Православие языческих племен Поволжья и Севера. То есть главной движущей силой освоения русскими этих земель в ХIV–ХVI вв., была не военная сила, не экономика и торговля, а религиозный подъем.
Именно этот духовный подъем стал той главной силой, которая принесла Русскому народу победу в Куликовской битве и последующем освобождении от ордынского ига. Тем более, что ордынские ханы к тому времени приняли ислам и перестали относиться к Православной Церкви с прежней равнодушной терпимостью, готовилась насильственная исламизация. Необходимость защиты Церкви и святынь стала причиной небывалой ранее сплоченности Русских земель и способствовала их объединению вокруг московских князей, возглавивших сопротивление.
Итогом этого противостояния стало то, что практически никто из русских не перешел в ислам, но многие тысячи татар приняли Православие, перешли на службу московскому князю и стали основателями многих дворянских родов Российской Империи. Уже на Куликовом поле немало православных татар бились вместе с новыми единоверцами, русскими, против бывших единоплеменников. Так Русь одолела Орду духовно, в религиозном противостоянии. И прп. Сергий, Игумен земли Русской, был главным вождем в этой победе.