Зачем Церковь празднует зачатие пророка Иоанна Предтечи?
Людей, малознакомых с жизнью Церкви, само название праздника «Зачатие Иоанна Крестителя» может удивить или даже покоробить. В Церковном календаре есть целых два праздника, посвященных событию зачатия: праздник Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы, то есть день зачатия Пресвятой Богородицы (22 декабря по новому стилю) и праздник Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — таково полное название праздника, отмечаемого сегодня. И этим, с одной стороны, подчеркивается значимость Божьей Матери и пророка Иоанна Предтечи в истории человечества, а с другой стороны, показывает всем нам, что акт зачатия новой жизнь — событие и таинственное, и отмеченной Божьим благословением. Наших предков слово «зачатие» в названиях праздников ничуть не смущало: в Москве оно сохранилось в названиях целых трех переулков, соседствующих со знаменитым Зачатьевским монастырем: 1-й Зачатьевский, 2-й Зачатьевский и даже 3-й Зачатьевский переулки!
Церковь руководствуется убежденностью в том, что «зарождение человеческого существа является даром Божиим», — читаем мы в «Основах социальной концепции Русской православной церкви». В свою очередь, «Основы социальной концепции РПЦ» — это официальный документ, регламентирующий отношения Церкви и государства, Церкви и общества. И вот в нем среди строгих формулировок базовых положений учения Церкви мы видим, возможно, самые поэтичные строчки на свете.
Царь Давид, псалмопевец, описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138, 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов. 10:8-12, 18). «Я образовал тебя во чреве… и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5-6), — говорит Господь пророку Иеремии».
Православию свойственно возвышенное восприятие всего человека, в том числе его телесности. Отмечаемые Церковью праздники, посвященные зачатию, — праздник зачатия Пресвятой Богородицы во чреве Ее матери праведной Анны или праздник зачатия Иоанна Предтечи в утробе праведной Елизаветы, сигнализируют: зачатие — это сокровенный момент, требующий благословения Божьего. Но это и торжественный момент: человек еще не родился, но он уже есть, душа его уже живет. Кстати, существуют и иконы этих праздников, они поразительно целомудренны — таково отношение Православия к этой величайшей тайне: любви двоих и зарождению жизни — с одной стороны, абсолютно земное, предельно конкретное, с другой — поэтическое, возвышенное. «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино…» — звучит в Великом каноне Андрея Критского, читаемого, заметьте, в первые дни Великого поста.
Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. Родился Иоанн Креститель за шесть месяцев до Иисуса Христа. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя.
Евангелие от Луки рассказывает, что однажды, когда святой Захария был очередным священником в Иерусалимском храме, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божьего, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим».
Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.
Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. В рассказе евангелиста Луки о зачатии пророка Иоанна и его рождении есть такой важный для всех наших современников момент: когда Елисавета, жена праведного Захария, зачала ребенка, она «таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми». Тут нужно пояснить: бездетность в те времена считалась наказанием Божьим. «Снятие бесплодия» — явным знаком милости Божьей, избранничества, знаком того, что Господь «призрел на тебя», то есть обратил Свою Любовь на тебя. Но, обратим внимание, праведная Елисавета «таилась», молчала об этой милости Божьей, случившейся с ней. Зарождение жизни — тайна, требующая не только любви, но и защиты ее хрупкости. Чем не урок для наших современниц, готовых выкладывать в соцсети даже то, что стоит от чужих и не всегда добрых глаз скрывать.