Мученик Лонгин Сотник
Мученик Лонгин был римским воином из числа распинателей Христа, ставший одним из первых мучеников за христианскую веру. Согласно церковному преданию, сотник Лонгин был тем самым воином, который пронзил копьём рёбра распятого Спасителя и от истекших крови и воды получил исцеление болезни глаз. Иудеи пытались подкупить его, заставить лжесвидетельствовать, но Лонгин отверг золото, принял крещение от апостолов и начал проповедовать в родной Каппадокии. А в итоге принял мученический венец за верность Христу и Его Церкви.
Иудейские старейшины убедили Пилата направить воинов убить Лонгина. Бывший сотник вышел им навстречу, привёл в свой дом и просил, не смущаясь, исполнить свой долг. Воины хотели отпустить Лонгина и его сподвижников, посоветовав им бежать. Но мученики отказались, проявив твёрдую волю принять страдания за Христа. И были обезглавлены.
В Евангелии сотник, присутствовавший при крестных страданиях Спасителя, не назван по имени: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54; Мк.15:39; Лк.23:47). Святые отцы также не упоминают имени сотника. При этом, о его почитании в IV веке свидетельствовал святитель Григорий Нисский, который писал, что жители Месопотамии особо чтут апостола Фому, критяне — апостола Тита, иерусалимцы — апостола Иакова, «и мы, каппадокийцы,- сотника, который при Страстях исповедал Божественность Господа». Наиболее раннее упоминание имени Лонгин встречается в апокрифических «Актах Пилата» началаV века, но оно относится не к сотнику, а к тому воину, который «копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19. 34).
Почитание Лонгина Сотника в Древней Руси получило широкое распространения практически сразу после принятия Христианства. В 1217 году во Владимир «приде епископ Полотский из Царяграда к великому князю Константину, ведый его любовь… до божественного церковного строения, до святых икон и мощей святых… принесе ему етеру часть от страстей от Господень и мощи святого Логина, мученика сотника, святей его руце обе и мощи святыя Мария Магдалыни». Почитание Лонгина Сотника как покровителя московской царской семьи сохранялось и в последующие столетия в династии Романовых. Частица мощей святого с 1617 года находилась в ковчеге, принадлежавшем матери царя Михаила Феодоровича.
В Православной Грузии Лонгин Сотник почитается как Лонгин Карснели, т.е. из Карсани (селение близ древней столицы Грузии Мцхеты), он упомянут в двух грузинских исторических хрониках. В этих источниках, содержащих сведения из ранней версии Жития святой Нины рассказывается о взаимодействии иудейской общины в Мцхете с Иерусалимом: мцхетские иудеи знали о рождении Младенца Христа и спустя 30 лет, когда Христос «вырос и стал называть Себя Сыном Божиим», из Иерусалима были направлены посланцы ко всем иудеям (в «Мокцеваи Картлисай» уточняется, что письмо мцхетскому левиту Элиозу написал первосвященник Анна), «чтобы пришли знатоки вероучения, дабы учинить над Христом суд и вынести приговор Ему». Вместе с Элиозом в Иерусалим поехали Лонгин Карснели и другие иудеи, они присутствовали при Распятии Спасителя.
Нешвенный хитон Господень «достался по жребию мцхетцам», и они привезли его в Грузию. По мнению ряда учёных, в грузинских источниках, в наиболее ранних из которых имя Лонгина Сотника в связи с историей обретения хитона Господня и перевоза его в Грузию не фигурировало, со временем произошло отождествление присутствовавшего при Распятии Христа сотника галата Лонгина с грузином Лонгином из Карсани. В качестве промежуточного документа они ссылаются на сиририйское предание: «Взял его (хитон) сотник Лонгин и принес его в Галатию, в свой город Максон, где и чтится он до днесь. Другой сотник, лаз, свою долю одежды принес в свой город Пуд, в столицу страны Егерской (Эгриси, Мегрелия)». По мнению Марра и вслед за ним Эсбрука, в этом тексте отражены 2 варианта истории происхождения хитона Господня — «галатийский» и «лазский». Учёные также допускают, что история второго сотника, лаза, была добавлена позже армянским переводчиком сирийского текста. Так или иначе, по мнению ученых, впоследствии в грузинской традиции под Максоном стали понимать Мцхету, западногрузинского происхождение второго сотника было забыто, и главными участниками обретения хитона Господня стали грузинские евреи из Мцхеты Элиоз и Лонгин Сотник. Праздник Хитона Господня в Грузинской Церкви празднуется в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября.